Омская митрополияТарская епархия
далёкой сибирской глубинке,
в посёлке Большеречье
Омской области, возрождается
Храм Успения Божией Матери.
В лихие времена он был разрушен,
но обязательно будет восстановлен.
Уже построен фундамент, однако
препон и трудностей хватает...
Пока службы идут во временном здании.
Этот сайт создан в помощь Храму по благосло-
вению его настоятеля протоиерея Андрея Решитова.

Раб Божий — почему «раб»?

Раб Божий — почему «раб»?

3 марта 2012 ::

На вопрос отвечает писатель, публицист, исследователь истории христианства Андрей Охоцимский:

— Именование верующих рабами Божьими восходит ко временам исхода из Египта. В книге Левита 25:55 Господь говорит о сынах Израилевых: «Они — Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской». Здесь речь идет не только о зависимости от Бога, но и об освобождении от рабства человеческого: были рабами египтян — теперь только Мои рабы. Пророк Неемия называет Израильтян рабами Божьими в своей молитве (Неем. 1:10), которая опять-таки посвящена освобождению — на этот раз из Вавилонского пленения. Рабами Божьими называются также пророки (4 Царств 24:2), причем из контекста ясно, что этим подчеркивается их независимость от светской власти. Рабом Божьим неоднократно называет себя псалмопевец (Пс. 115:7, 118, 134). В книге пророка Исайи, Господь говорит Израилю: «Ты — Мой раб. Я избрал тебя и не отвергну тебя» (Ис. 41:9).

Рабами Божьими (или Христовыми) называют себя апостолы (Рим. 1:1, 2 Пётр 1:1, Иаков 1:1, Иуда 1:1), причем звучит это как почетное звание, признак избранности и апостольских полномочий. Апостол Павел называет рабами Божьими всех верующих христиан. Христиане «освободились от греха и стали рабами Богу» (Рим. 6:22), их ждёт «свобода славы» (Рим. 8:21) и «жизнь вечная» (Рим. 6:22). Для апостола Павла рабство Богу — это синоним освобождения от власти грехa и смерти.

Андрей ОхоцимскийАндрей Охоцимский: «В старину слово «раб» просто не имело отрицательного оттенка...»

Мы часто воспринимаем формулировку «раб Божий» как знак преувеличенного самоуничижения, хотя нетрудно видеть, что как раз этот аспект в библейском употреблении отсутствует. В чем же дело? Дело в том, что в старину, когда возникла эта терминология, слово «раб» просто не имело того отрицательного оттенка, которое оно приняло за последние 2-3 столетия. Взаимоотношения раб-хозяин были взаимными. Раб не был свободен и полностью зависел от воли хозяина, но хозяин обязан был его содержать, кормить, одевать. У хорошего хозяина участь раба была вполне приличной — раб чувствовал себя в безопасности и был снабжен всем необходимым для жизни. Бог — это хороший хозяин и могущественный господин. Именование человека рабом Божиим является точным определением его фактического положения, а совсем не означает искусственного самоуничижения, как многие думают.

Действительно, раб — это просто работник, который не может сменить хозяина и полностью от него зависит. Хозяин для раба — это царь и бог, он судит раба по своему усмотрению и волен наградить или наказать. Отношения раба и хозяина — вечные, неизменяемые и безусловные. Раб должен любить хозяина просто потому, что это — единственная разумная для него возможность. Не любить своего хозяина и не стараться для него для раба глупо и бессмысленно. Примерно та же степень свободы и у нас. Так как мы живем в мире созданным Богом и вынуждены мириться с назначенными Им законами и ограничениями, то мы — рабы этого мира и рабы хозяина этого мира, т. е. Бога. Мы от него полностью зависим и никак не можем сменить хозяина. Он волен нас наказать или наградить, и никакой закон Ему не писан. Поэтому мы и есть рабы Божьи, и в этом нет ничего особенно для нас нового. Мы в любом случае Его рабы, но мы можем выбирать как мы к своему хозяину относимся и насколько добросовестно выполняем свою работу.

Современное выражение «рабский труд», имеющее негативный оттенок, совсем не отражает точку зрения тех времен когда рабство было обычным бытовым явлением, и рабы могли использоваться на любой работе. В хорошо известной Евангельской притче о талантах (Матв. 25: 14-30) три раба получают на год весьма значительное количество денег: один — 5 талантов, другой — два, а третий — один. Первый и второй рабы удваивают свою сумму, и хозяин, возвратясь, хвалит их и отдает им заработанное. Третьего раба, зарывшего свой талант и вернувшего хозяину только то что получил, ожидает наказание за лень. Здесь стоит обратить внимание на следующее: (1) рабы получают в полное распоряжение на длительный срок огромные суммы: (талант — это около 40 кг серебра); (2) от рабов ожидается инициатива и сообразительность очень похожие на то, что требуется от теперешних бизнесменов; (3) хозяин награждает и наказывает рабов по своему усмотрению — на то он и хозяин. Невероятные размеры сумм, доверенных рабам, указывают на аллегорический характер притчи, которая является точной иллюстрацией наших взаимоотношений с Богом. Мы также получаем во временное пользование весьма ценные дары (в первую очередь нашу собственную жизнь), т. е. распоряжаемся огромными ценностями, которые нам не принадлежат. От нас ожидается творческая инициатива в разумном распоряжении тем, что нам доверено. Бог, наш хозяин, будет судить нас по своей хозяйской воле.

Решение проблемы состоит не в том, чтобы смириться с «неприятным» названием «раб Божий» и воспринять его как знак повышенного смирения, а в том, чтобы хорошо подумать и понять, что это название выражает фактическую сущность реальных взаимоотношений любого человека с Богом.

Интересно, что если русские православные называют себя «раб Божий», «раба Божия», то христиане-европейцы предпочитают употреблять более приятные для современного уха самоназвания, которые по существу являются менее точными. Англоязычные православные, к примеру, называют себя «servant of the Lord» (слуга Божий) и «handmaid of the Lord» (служанка Божия). Это звучит приятнее, однако слуга или служанка могут сменить хозяина, а раб не может. Но мы очевидно не можем сменить Бога, так как другого просто нет.

+

6 комментариев:

Павел, Курган
30 июня 2011 г. в 22:35

Очень нравится Ваш сайт. Объясню, почему:
1. Вы делаете от души - это по всему видно.
2. Простые объяснения сочетаются с богословскими текстами, которые мне особенно интересно читать.
3. Много икон в хорошем качестве - это не то чтобы редкость, но у вас они - вижу - грамотно обработаны, "поданы", адаптированы для Интернета.
4. Календарик, хоть маленький, но - супер! Ссылки на каждый клик: что сегодня, что завтра, праздники, дни памяти - все!!!
Удачи вам и СПАСИБО!

Анонимный
30 июня 2011 г. в 22:54

Поддерживаю. Хороший сайт, качественный.

Анонимный
30 ноября 2011 г. в 04:41

не нравится мне фраза "РАБ", вот фраза "СОЗДАНЬЕ" - дело другое, я даже где то встречал такие молитвы, вроде бы в основном они у староверов! Раб - уже не чистое слово ( в современном мире) так что нужно заменить бы, ведь когда то и так староверов реставрировали на нововеров, мы же Русиче современные, мы же созданье Божье! БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДЕМ такмим!
Спасибо за понимание!

АНАСТАСИЯ, КУРГАН
29 мая 2012 г. в 08:33

Не хотите быть рабом Божьим - Вас не не неволят:)

Анонимный
22 июня 2012 г. в 22:11

Интересны несколько фактов, Раб-Божий. это понятно, почему изначально в ветхом завете нас не называли рабами, а потом в новом завете вдруг рабы. Мое мнение, что библию писали люди, чтобы управлять и запугивать массой народов, а настоящие тексты мы ни когда не увидим.(Сожаление)Десять заповедей - предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны самим Богом Моисею, в присутствии СЫНОВ(ЗАМЕТЬТЕ ИМЕННО СЫНОВ или сыны, только в Израиле?) Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх.19:10-25).
Как относится к выражению Иисуса Христа "...Храм Божий из плоти и крови..." вообще не понятно. Почему Иисус Христос стал Богом, когда умер?«Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» Исх. 20: 3. Что такое эти иконы? Отец наш Небесный, явившийся народу Божьему на горе Синай, сказал: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» Исх. 20:4–5. Слово Божие запрещает нам также поклоняться различным «святым». Ибо написано: «Мужчина или женщина, если будут они вызывать мертвых…, да будут преданы смерти; камнями следует побить их, кровь их на них» Лев. 20:27. А еще в апокалипсисе написано,что мертвые восстанут и будет это войско Сатаны, извините не дословно, так почему мы хороним своих умерших готовя войско для сатаны??? А тем не менее именно язычники сжигали своих мертвых. боясь, что они не смогут попасть на небо и восстанут и заметьте они боялись восставших.

Доброслов
2 июля 2012 г. в 00:25

Представлюсь: Михаил, модератор сайта.
Ответ на предыдущий комментарий.
В августе-сентябре мы откроем отдельную дискуссионную площадку, где все желающие смогут обмениваться мнениями по вопросам православия и религии в целом. Там можно будет поспорить на всю катушку.
И Ваше мнение-сообщение в полной мере попадает в данный формат.
Но вот на этом сайте, где мы сейчас, — сайте, созданном в поддержку конкретного храма, — мы не расположены дискутировать, полемизировать и подвергать сомнению ценности, сформированные веками:) Здесь — другое пространство.
Что касается Ваших мыслей, они, безусловно, интересны, информативны и, уверен, идут от души и доброго сердца — это главное.
Спасибо!
Теперь — не Вам, а всем в этой ветке: антиправославная, антихристианская, антицерковная риторика на «Доброслове» неуместна. Такие комментарии будут удалены немедленно — и без комментариев.

:: Поделиться с друзьями:
Сообщения, выбранные случайным образом: