Как правильно написать записку в церкви?
Недавно одна прихожанка спросила меня: «Как верно написать церковную записку?». Моей собеседнице я довольно подробно всё изложил, а теперь пересскажу вам. И ещё кое-что интересное добавлю.
[03-12-2010]
Записки, или, говоря по-церковному, поминовения, подаются верующими за свечной ящик (место при входе, где продаются свечи, крестики, иконы, книги, оформляют требы). Перед началом Божественной Литургии – главного Богослужения Православной Церкви, совершаемой в утреннее время, записки передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая (поминая) их.
Если записка «заказная», то при этом вынимаются частицы из просфор (небольших круглых хлебцев, состоящих из 2-х частей, с особой печатью сверху). В конце Литургии эти частицы погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: «Отмый (Омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и об упокоении подается особая Божия Благодать.
Поминовение за Божественной Литургией – особый вид общецерковной молитвы. Заказывая его, мы заботимся о здравии и душевном спасении наших близких и о блаженном упокоении усопших. Кроме записок, можно заказывать сорокоусты (на 40 дней), полугодовые, годовые, а в некоторых храмах и монастырях вечные поминовения (т.е. до тех пор, пока действует храм).
При написании записок (или при заполнении поминальников – небольших книжечек о здравии и упокоении, продающихся в каждом храме) следует соблюдать определенные правила. В записках пишутся только имена поминаемых и только в родительном падеже (отвечая на вопрос «кого?» – например, Андрея, Анны).
В начале записки следует изобразить восьмиконечный (православный) крест и написать «О здравии» или «Об упокоении». Поминать можно лишь имена людей, крещенных в Православной Церкви. Первыми обычно пишут имена епископов, за ними – священников-иноков, священников и диаконов, потом монахов и монахинь, мужчин, женщин, отроков, девиц и отроковиц и, наконец, младенцев мужского и женского пола.
Кроме имён поминаемых, в записках допускаются следующие уточнения: перед именами священнослужителей пишется их сан (монах, иеромонах, иерей, протоиерей и т.д.); дети до 7 лет именуются «младенец», старше 7 лет – «отрок» или «отроковица», военнослужащие – «воин», усопшие до наступления сорокового дня – «новопреставленный». Перед именем поминаемого о здравии больного пишется «болящий», перед именем скончавшегося насильственной смертью – «убиенный». Все эти слова можно писать в сокращенном виде.
Имена надо писать полностью, причем в их церковно-книжной форме, которая отличается от разговорной: вместо Иван – Иоанн, Алексей – Алексий, Дмитрий – Димитрий, Светлана – Фотиния, Фёдор – Феодор, Татьяна – Татиана. Егор и Юрий были всегда крещены под именем Георгий, так их и надо поминать (но с апреля 1992 года мужчины могли быть крещены и под именем Юрий – в сонме святых был прославлен мученик Юрий).
В поминовениях об упокоении нельзя писать имени покончивших с собой. В записках нельзя также писать имена усопших, причисленных к лику святых. Они теперь сами будут молиться перед Господом за нас! Так в годы Советской власти многие верующие писали об упокоении последнего Императора Российского – «убиенного Николая». Теперь же мы можем молиться самому святому страстотерпцу царю Николаю.
Количество имён в записке ограничено. Как правило, оно не превышает 10–20 человек. Об этом обычно написано возле свечного ящика.
Подавать записки следует заранее, до начала Божественной Литургии, потому что поминовение за службой совершается лишь до определенного момента – Херувимской песни («Иже херувимы»).
0 комментариев:
Отправить комментарий