Омская митрополияТарская епархия
далёкой сибирской глубинке,
в посёлке Большеречье
Омской области, возрождается
Храм Успения Божией Матери.
В лихие времена он был разрушен,
но обязательно будет восстановлен.
Уже построен фундамент, однако
препон и трудностей хватает...
Пока службы идут во временном здании.
Этот сайт создан в помощь Храму по благосло-
вению его настоятеля протоиерея Андрея Решитова.

Митрополит Иоанн: поучение в Неделю о самаряныне

:: 13 мая 2012 ::

Со дня Светлого Христова Воскресения Святая Церковь в течение трёх недель не может оторваться от событий, непосредственно связанных с Воскресением Господа Иисуса Христа.

Первая неделя проходит в ликующем восторге о самом Воскресении; вторая — в воспоминаниях о том, как уверовал святой Апостол Фома; третья — как Христу Спасителю послужили праведные Иосиф и Никодим и как пришли на Гроб Воскресшего Христа жёны-мироносицы и увидели сперва Ангела, а потом и Самого Воскресшего Господа.

Праздник Пасхи продолжается и дальше, но в последующие недели в церковных службах наряду с прославлением Воскресения Христова вспоминаются и другие события, происходившие до распятия и Воскресения Христова. Это — чудеса исцеления расслабленного и слепорождённого и, как в настоящий воскресный день, обращения самаряныни к вере в Господа Иисуса как Спасителя.

Митрополит Иоанн (Вендланд)Митрополит Иоанн (Вендланд):

«Много спасительных переходов от худшего к лучшему испытала самарянка: переход пешеходный, когда она шла от дома к колодцу; переход от упрёка к просьбе, чтобы Христос дал ей живую воду; переход от суеверия — будто Богу можно поклоняться только на определённой горе — к Истинной вере в Отца Небесного, Которому нужно поклоняться в Духе и Истине; переход от непросвещённого состояния к вере во Христа как Спасителя...»

Какая же связь между Воскресением Христовым и этими событиями?

И в Воскресении, и в этих событиях действует Сила Божия.

И ещё есть между ними другая, особенная связь. Рассмотрим её ближе.

Воскресение Христово мы часто называем праздником Пасхи. А что значит слово — «пасха»? Это слово означает «переход». Христос Воскрес и перевёл нас от смерти к жизни и от земли к небу. Так поётся в 1-м ирмосе Пасхального канона: «...от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе...»

Пасха означает переход во многих смыслах: от смерти к жизни, от гибели к спасению, а также в земном смысле — от болезни к здравию. Последнее видно на примерах расслабленного и слепорождённого.

Тридцать восемь лет лежал человек и не мог встать, но, по слову Христову, встаёт, и ходит, и носит тяжести (Ин. 5, 1-15).

Всю жизнь, от рождения, другой человек не видел, но послушался Иисуса Христа как Сына Божия (Ин. 9, 1-38).

Остановимся на примере самаряныни (самарянки).

Переход от худшего к лучшему с нею совершается несколько раз.

Вот физический переход: она идёт за водою из города, выходит из него и приходит к колодцу. Это святое место. Здесь — древний колодец, ему, когда происходили евангельские события, уже было около 2000 лет, его выкопал внук Авраама Иаков для своего сына Иосифа (Ин. 4, 5-6). Самарянка ходила к этому колодцу, вероятно, каждый день. Такая прогулка за водою отрывает человека от жизненной суеты, от ежедневных дел и располагает к тому, чтобы принять Божию мудрость. И однажды, когда она встретила у колодца Господа нашего Иисуса Христа, совершилось её духовное перерождение, совершился великий переход от духовной тьмы к свету веры.

ГосподьГосподь беседует с женою самарянкою

Икона

Христос говорит ей: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4, 10) — и потом: «...кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).

Самарянка получила живую воду Христову: она уверовала в Господа Иисуса Христа как Спасителя. По слову Христову она сама сделалась источником живой воды, потому что проповедовала Господа своим согражданам, и они пришли к Христу и уверовали в Него (Ин. 4, 29-30; 39-42).

Внутри этого, главного, перехода в жизни самарянки мы можем заметить ещё два.

Это — нравственное изменение, очищение личной жизни. Когда самарянка попросила у Христа: «Господи, дай мне этой (т. е. живой) воды», Спаситель ответил ей: «Пойди, позови мужа твоего и прииди сюда», а самарянка возразила: «У меня нет мужа». Как видно из дальнейшего, самарянка схитрила. Она хотела утаить от Спасителя недостатки своей личной жизни.

Спаситель, вместо того чтобы ее упрекнуть, с искусством великого Педагога и Врача похвалил её, сказав: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».

И тогда женщина, поняв, что её жизнь открыта перед Господом, согласилась с Ним и сказала: «Господи! Вижу, что Ты пророк» (Ин. 4, 15-19).

Не будем сомневаться: согласие с Господом очищает, изменяет душу. Самарянка, произнеся слова согласия, становится другим человеком, очищается. У неё пробуждается духовный интерес. В его появлении и заключается ещё один переход от худшего к лучшему. В результате самарянка немедленно задает Господу важный религиозный вопрос, занимавший, вероятно, не только её, но и её земляков...

Христос и самарянка. Фреска женского исихастирия св. Иоанна Богослова в Суроти, Греция
Христос и самарянка
Фреска женского исихастирия св. Иоанна Богослова в Суроти, Греция

Она, сказав: «Господи! Вижу, что Ты пророк!», — продолжает: «Отцы наши покланялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно покланяться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4, 19-20). Христос Спаситель разъясняет самарянке, что Богу можно кланяться везде, и в то же время называет Бога Отцом. Он говорит: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и покланяющиеся Ему должны покланяться в духе и истине» (Ин. 4, 23-24).

В этих словах Спасителя мы можем увидеть также и иносказательное указание на тайну Пресвятой Троицы. Покланяться Отцу, то есть первому Лицу Святой Троицы, в Духе,то есть в третьем Лице Святой Троицы, и Истине, то есть во втором Лице Святой Троицы. Вспомним, что о Самом Себе Христос сказал: «Я есмь Истина» (Ин. 14, 6).

Итак, поклоняться Отцу в Духе и Истине — значит, войти в общение со всей Святой Троицей. Какое счастье так поклоняться Богу!

Повторяю, много спасительных переходов от худшего к лучшему испытала самарянка: переход пешеходный, когда она шла от дома к колодцу; переход от упрёка к просьбе, чтобы Христос дал ей живую воду; переход от суеверия — будто Богу можно поклоняться только на определенной горе — к Истинной вере в Отца Небесного, Которому нужно поклоняться в Духе и Истине; переход от непросвещённого состояния к вере во Христа как Спасителя.

Поэтому вспоминаемое сегодня событие, именно беседа с самарянкой, является воспоминанием, уместным в Пасхальное время, когда мы празднуем переход от смерти — к жизни, от земли — к Небу, празднуем Воскресение Христово, Которому слава!

+

0 комментариев:

:: Поделиться с друзьями:
Сообщения, выбранные случайным образом: