На вопрос отвечает иеромонах Иов (Гумеров), выпускник философского факультета МГУ, насельник Сретенского монастыря, преподаватель Священной истории Ветхого Завета Сретенской семинарии, автор серии книг «Вопросы священнику».
:: 20 февраля 2012 ::
Сегодня началась последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого поста. «Масленица» — название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым предчувствием поста.
Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям. Как повествуется в Синаксаре (в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610 — 640 годы) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.
Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Её значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. На Часах произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими» (Синаксарь в сырную неделю).
Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий.
«Масленица»
Борис Кустодиев, 1920 год
Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость» (И. Шмелев, «Лето Господне»). Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.
Заканчивается сырная седмица прощённым воскресением. Вечером — заговенье на Великий пост.
Что такое Индикт? — Церковное новолетие: история и значение
:: 14 сентября 2012 :: Сегодняшний день в православных церковных календарях отмечен праздником с очень непонятным...
Усекновение главы Предтечи: настоящий смысл этого дня
:: 11 сентября 2012 :: День усекновения главы святого Иоанна Крестителя — особенный день в жизни Церкви. Позорнейшим...
Семь советов родителям первоклассников
:: 1 сентября 2012 :: Радостные улыбки первоклашек, цветы, бантики-бабочки, глянцевые ранцы — сегодня праздник! Но он...
Слово на Преображение Господне. Патриарх Пимен: «Изменимся же лучшим изменением!»
:: 19 августа 2012 :: Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Преображение! Какой это замечательный праздник! —...
0 комментариев:
Отправить комментарий