Поэт и священник иерей Сергий Круглов о Прощёном воскресеньи
Вот и масленица рыжим блином к концу катится, вот и Прощёное воскресенье...
Раскрыл том писем Сергея Фуделя: «Бог скрывает (прячет) себя от человека в другом человеке. Тот, кто ищет Его, должен искать Его в другом человеке, в делании для другого. Тут тайна непостижимая, тут приоткрытие тайны Любви».
И не только Бог скрывается в другом.... Я сам — тоже скрыт в другом, в ближнем. Бедный Сартр, говоря: «Другой — это ад», не таил ли внутри себя, как знать, ощущение: ад внутри другого — это МОЙ ад, мне тошно с другим, потому что тошно с самим собой?..
И ад, и рай. Всё наше — скрыто в ближнем... Как совершенно верно заметил однажды наш коллега, священник и поэт Джон Донн, никто из нас не остров, все мы — части материка. Но довольно цитат — стоит просто воочию посмотреть на этот материк: вон он, всплыл из бурных и грязных вод житейского моря, собрался воедино — в храме Божием.... Прежде чем собраться в светлый день Пасхи — собрался в день Прощёного воскресенья.
Критику того, что происходит в храме в этот день вечером, приходилось слышать неоднократно от разных людей. Чин прощёния, все облачения уже постовые, темные, священники с амвона земно кланяются народу, народ плачет, подходит ко кресту: «Прости меня! — Бог простит, и я прощаю!» Критики фыркают: да половины этих людей в иные дни нет в храме, просят прощёния люди, вовсе порой между собой не знакомые, лучше бы без рекламы, тайно просили прощёния у тех, кому действительно причинили обиду, выдавливают из себя слезы, а завтра снова начнут собачиться, зачем этот обряд, напоминающий карнавал... Вроде бы правда всё это, но... ПРАВДА ли это? Или правдоподобие, которым так любит оперировать нечистый дух, чтобы заморочить человеку голову и сердце?
Нет, Прощёное воскресенье — вовсе не карнавал. Чином прощёния Церковь напоминает, из года в год, христианам про очень важные вещи... Не просто про то, что вот, мол, положено прощать — напоминает про сам механизм действия в человеке этих важнейших процессов, прощёния и осуждения.
Да-да, именно осуждения, которое прощёнию противостоит. Видя в другом грех и осуждая его, даже при этом имея в виду, что осуждаем-то вроде бы именно грех, а не самого его носителя, мы забываем: если бы этого греха не было в НАС самих — мы бы его не видели. То, что осудили в другом — есть в нас. Заноза в глазу ближнего и бревно в собственном глазу — древесина одного и того же дерева. Про это говорят не только святые отцы и психологи, но давно и по-простому говорит народ: «рыбак рыбака видит издалека».
Осуждение — своего рода негативный, болезненный, но повод познать самих себя. Прося прощёния друг у друга, мы имеем возможность сказать этим Богу: «Вот, Господи, у меня и у него — множество грехов, множество навязано внутри нас болючих узлов... Мы, прося взаимно прощёния, хотели бы, чтоб их не было, и не суть важно, какие они и откуда взялись, лишь бы наконец исчезли без следа... Прости же и Ты нас, прости меня, мой грех, который я увидел в ближнем своем, с этим ближним я связан незримым и прочным родством Твоего закона любви!..»
Грешник видит в ближнем грех, святой в нем же видит — святыню... Именно как святыню принимали людей преподобные подвижники от древности до наших дней, вспомним все писаные и устные рассказы о них... Святыню порой поруганную — но не переставшую быть святыней. Грех в человеке они видели — но в себе этот грех с Божьей помощью победили, потому обличали грехи бескомпромиссно, но не осуждали, а молитвенно оплакивали и жалели болящее чадо Божие — и этой любовью помогали грешнику исцелиться.
Так что скепсис тех, кто взирает на обычаи Церкви со стороны, внешне, понять я в принципе могу — принять не могу. Цинично усмехаясь по поводу слов «Бог простит — и я прощаю», они совершенно не понимают, о чём речь. Чтобы понять — надо захотеть подойти ко Христу поближе, надо в молчании и внимании самому войти в Его Церковь и прикоснуться к ее таинствам, а со стороны — не поймешь ничего. Не только в Церкви — в себе самом...
Несмотря на то, что в этот день в храме все плачут, день-то этот для нас — радостный. И ощутить правоту и радость простых слов: «Прости меня» может в Прощёное воскресенье именно тот, для кого вообще Воскресенье Христово значит что-то неизмеримо важное.
Белая Христова птица!
Реет, веет, не садится.
Нет ей места для гнезда:
Всё —
Вода,
Вода,
Вода.
Америка,
Европа —
Везде вода потопа.
Пенится вода-руда,
Под водою — города.
В городах — провалы тьмы.
Там, во тьме, струимся мы.
Мы не добрые, не злые,
Никакие, никакие,
Мы — не «мы» и мы — не «вы»,
Мы ни живы, ни мертвы.
Птица, птица, нас спаси!
Воскресенье нам снеси!
Птица плачет, птица мчится,
Птица на воду садится.
Кто по водам пойдёт,
Кто яичко найдёт?
Тёплое, печёное,
Рыжее, прощёное!
7 комментариев:
Всё наше — скрыто в ближнем... Точно.
Встретив Бога в другом человеке,
Так трудно смириться
С тем, что Он
Нашёл в тебе Ад.
По поводу предыдущего комментария: в том и суть, что надо смириться и простить.
Весь вопрос в том, кого простить - себя или того, другого? Себя простить труднее, почти невозможно
Простить другого, конечно! Чего тут умствовать лукаво?
Арто, самопрощение? Ну-ну...
Прощение для себя - его у Бога надо просить.
Ясное дело
Отправить комментарий