Неделя жён-мироносиц: вера как верность
Когда впервые прозвучала проповедь Апостолов, то обстоятельство, что первыми Воскресшего увидели именно женщины, было крайне неудобным, даже неприличным. Язычники не упускали случая поиздеваться над этим. Один из первых антихристианских полемистов, Цельс, ёрнически вопрошал: «А что он, хотя не сумел постоять за себя при жизни, став трупом, восстал, показал следы казни, пробитые руки, — то кто это видел? Полубезумная женщина или кто-нибудь ещё из той же шарлатанской компании?»
Женщины как свидетели Воскресения были настолько чудовищно проигрышным «пиар-ходом», что объяснить этот ход можно только одним — они действительно увидели Воскресшего первым. Если бы Апостолы стали придумывать красочные детали, чтобы придать правдоподобия своему Возвещению, то они никогда, ни за что, ни при каких обстоятельствах не стали бы делать первыми свидетелями Воскресения женщин.
Неделю Жён-мироносиц теперь многие воспринимают как своего рода «православный женский день», некий аналог 8 Марта. В некоторых храмах сегодня всем прихожанкам дарят цветы. Да, в этот день, действительно, прославляют женщин, которые принесли миро, чтобы помазать тело Спасителя во гробе, и невольно оказались первыми свидетелями Воскресения. Но только ли о них вспоминают в этот день?
Наряду с мироносицами в церковном календаре на этот день приходится память и двух мужчин, сыгравших важную роль в погребении Спасителя. Это тайные ученики Иисуса — «благообразный советник» Иосиф Аримафейский и Никодим, один из законоучителей Израиля, беседа Спасителя с которым приводится в самом начале Евангелия от Иоанна.
Это в беседе с Никодимом Иисус сказал знаменитую фразу о рождении свыше: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие». Это Иосиф Аримафейский пришёл к Пилату после распятия просить тело Иисуса для погребения.
Перед судом и распятием Иисуса покинули все ученики, кроме Иоанна («любимого ученика», оставшегося стоять при Кресте вместе с Марией, матерью Иисуса). Пётр трижды отрекся от Него, сам не замечая, как это произошло. А у Марка описано, как некий юноша, завёрнутый в покрывало, нагим убежал от стражников, взявших Иисуса — антипод тому, как надлежит «оставить всё», чтобы последовать за Христом. Ученики, кроме младшего, скрывались «страха ради иудейска».
Но были люди, сохранившие верность своему Учителю и Господу. Это те, кого привыкли считать слабыми и бессильными — женщины. Это и те, кто имел довольно высокий «статус» в религиозной среде Израиля, но не мелькал среди учеников — Иосиф и Никодим... Богу нужны любовь и верность, которые идут от нашего сердца, а не от разума. Мы порой любим поразглагольствовать на тему веры или обсудить богословские вопросы, а простой верности Богу не имеем.
В наше время, случается, верность считается чем-то старомодным, предательство — свободой, а ответственность — мифом. Но что такое свобода? Делать все, что ни пожелаешь в любой данный момент? Совершенно очевидно, что такого рода свободы нет и быть не может. Простой пример: есть свобода выйти из летящего самолета, но нет свободы войти в него обратно. Однако есть свобода делать выбор и определять свои ценности и жизненные приоритеты, и избрав — следовать им.
«Веровать Иисусу Христу — это значит верить и веровать Ему как своему Царю и Господину...»
Люди, вступающие в брак, дают друг другу обещание верности. Человек, принимающий крещение, даёт обещание сохранять верность Богу. «Верую Ему, как Царю и Богу», — эти слова, которые произносит крещаемый в начале совершения таинства, являются не чем иным, как клятвой верности. Веровать Иисусу Христу как Царю и Богу — это значит не только верить в Него как в Бога, поклоняясь Ему как Божеству, но и веровать Ему как своему Царю и Господину, то есть исполнять Его волю, соблюдать Его заповеди. «Кто любит Меня, тот соблюдет Мои заповеди», — учил Иисус. Уклонение в иные религиозные практики, почитание иных божеств ещё в древнем Израиле расценивалось как жестокая измена, подобно прелюбодеянию.
Настоящая свобода — в том, чтобы следовать своему выбору, несмотря на трудности и соблазны. Сохранять достоинство и честь. За это мы и прославляем жён-мироносиц и праведных Иосифа с Никодимом. Это качество, которое никогда не устареет. Без него просто нельзя быть человеком.
2 комментариев:
Праздник жен-мироносиц издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности – особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа – вот жизненный идеал Православной Руси. Другая черта древнерусской праведности – особый "чин" вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили (хотя Церковь второй брак не запрещала). Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.
А каковы мы, женщины ХХI века?
ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ
Тихий вздох, как белый голубь, носится
Над дремотной утренней землей,
В путь выходят жены-мироносицы
Вместе с вешнею зарей.
В их руках - сосуды благовонные,
В их глазах молитва и любовь,
Их глаза, как кладези бездонные,
Затаили муку, смерть и кровь.
"Все бежали..." Даже дерзновенные
Устрашились терниев венца.
Только эти женщины смиренные
Верны до последнего конца.
И за то дана им радость лучшая,
Дан удел единый на земле -
Возвестить Воскресшего в полуночи
Всем, сидящим в смертной мгле.
Л. Глухова
Отправить комментарий